+7 (495) 789-35-91 - сеть магазинов
+7 (495) 648-17-68 - интернет-магазин

Книжные магазины – те островки счастья, которые еще остались в нашей жизни. Их надо ценить (интервью с Любовью Казарновской)


Поделиться:

 -  Любовь Юрьевна, аннотация к Вашей новой книге обещает читателям «невероятное погружение в мир оперы». Оно станет захватывающим даже для людей, знакомых с этим видом искусства поверхностно, или все-таки рассчитано на более искушенную аудиторию?

 - Книга «Страсти по опере», вышедшая в издательстве АСТ, с которым мы очень продуктивно работаем, безусловно, рассчитана прежде всего на любителей оперы, молодых певцов и студентов музыкальных ВУЗов. Но и широкая публика, малознакомая с миром оперы, найдет там много увлекательных историй из жизни композиторов, либреттистов, певцов. Трагическое и комическое, успехи и провалы, разочарования и триумфы – в книге есть все! Поэтому ее можно назвать романом об опере, написанном со всей страстью и любовью! «Оперные тайны» - некая исповедь, итог моего сорокалетнего пребывания на сцене. «Страсти по опере» - книга более «кудрявая», в ней я дала волю эмоциям, здесь речь идет о тех партиях, в которых все мое нутро было перепахано, к которым я пришла уже зрелой певицей - Кармен, Виолетта, Сантуцца, Тоска.


 - Названия некоторых глав звучат интригующе: «Зачем любить, зачем страдать – ведь все пути ведут в кровать?», «Правильный мальчик и цыганская чуйка», «Герцог-мафиози и чекисты из «Макбета» … Это Ваши придумки или литературный редактор подсказал?

 - В книге много трагикомических моментов, приведены отрывки из литературных первоисточников, которые легли в основу либретто опер, много цитат из бытового обихода любителей оперы и острого словца, поэтому «острословие» в названиях глав нам показалось уместным! И это некая интрига для публики: «А что же за этим кроется?»


 - Как Вы думаете, любовь к опере и любовь к чтению связаны? Достаточно ли просто прочитать либретто, чтобы глубоко понять оперу?

 - Любовь к опере, к театру, к литературе – это характеристики интеллигентного человека. Можно иметь хороший голос, прекрасно брать высокие ноты, но при этом быть абсолютно не наполненным смыслами драмы изнутри, не чувствовать глубины сюжета! Поэтому прочитать либретто абсолютно недостаточно для полного погружения в характер персонажа. Только музыка и слово, эмоционально и риторически проартикулированные, дают полноту картины в раскрытии образа. Как говорила мой педагог: «Ослиные уши на сцене проглянут через любой грим, парик, костюм. Бессмысленные ноточки, даже хорошо спетые, – это для ремесленника, а не для художника». Читать, познавать, работать со словом просто необходимо.


 - Многие современные родители жалуются на то, что дети не любят читать. Поделитесь своим родительским опытом – вы как-то прививали сыну любовь к чтению или больше внимания уделяли музыке?

 - Да, современные дети – это дети интернета. Чтение для них – нудное занятие. Лучше послушать текст и что-то в пересказе, чем взять в руки книгу. Это беда, конечно. Кажется, что сам мыслительный процесс сегодня заточен на гаджеты. Мы со своим ребенком действовали хитростями – давали какую-то индульгенцию за прочитанную книгу: игра, самокат, велосипед… Прочел большой роман – поощрение! А потом он втянулся и сам стал книги покупать, спрашивать у нас совета. При этом он здорово использует интернет, выуживает оттуда много нового и интересного.


 - Вы успеваете следить за литературными новинками?

 - Конечно. Я люблю книги и довольно много читаю. Не так давно я с большим удовольствием прочитала книгу «Три женщины, три судьбы» Ирины Чайковской. Это истории Полины Виардо, Лили Брик и Авдотьи Панаевой, гражданской жены Николая Алексеевича Некрасова. Автор проследила, каким образом переплелись судьбы Виардо, Тургенева, Панаевой, Некрасова и журнала «Современник». И как потом Лиля Брик продолжила тему роковых женщин, которые играли удивительные, но неоднозначные роли в жизни потрясающе талантливых мужчин. Позволяю себе и такую увлекательную литературу как «Шантарам» (роман австралийского писателя Грегори Дэвида). Читаю много монографической литературы об авторах, которые меня волнуют, а также эзотерику – Рериха, Блаватскую. Интересно было прочитать «Семь лет в Тибете», автобиографическую книгу путешественника Генриха Харрера о его встрече и дружбе с юным далай-ламой. Как здорово в ней показано взаимодействие культур! Меня зачаровывают такие вещи. Как и истории жизни замечательных людей, жития святых. Вот, например, Сергий Радонежский. Для меня это особый святой. Однажды в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре со мной произошел совершенно невероятный случай. В мой день рождения мы с мамой, которая тогда еще была жива, поехали в Лавру, где я хотела приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Но к ним выстроилась такая огромная очередь… Мы решили, что не стоит тратить время и силы, развернулись, чтобы уйти, и вдруг столкнулись с невероятной красоты женщиной с удивительно добрым и нежным лицом. Она взяла меня за руку и сказала: «Тебе надо отстоять эту очередь, ты ведь сегодня родилась».

Такие случаи, как та памятная встреча в Лавре, для меня очень важны.  Благодаря им я яснее понимаю, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. Нас направляют. Мы часто отмахиваемся от таких подсказок, упрямо стараемся «идти своей дорогой», говорим себе, что «подумаем об этом завтра», а стоит просто прислушаться. Сделать это помогает литература. Когда выдается свободный день, мы с моим мужем Робертом часто ходим в Московский Дом книги на Арбате. И зависаем в нем надолго. Считаю, что книжные магазины – те островки счастья, которые еще остались в нашей жизни. Их надо ценить. Как и печатные книги. Их не заменят никакие гаджеты. Кстати, даже мои юные ученики сегодня часто говорят, что разочаровались в электронных книгах. Вначале все бросились их покупать, казалось, это невероятно круто и удобно. Но только благодаря бумажным книгам, которые можно полистать, открыть на любимом месте, послушать (шелест страниц – чудесный звук!), чувствуешь связь с автором.      


 - По сравнению с литературой, в которой появляется много новых имен, опера кажется достаточно консервативной. В репертуарах театров - «Кармен», «Манон Леско», «Евгений Онегин», «Травиата». Правда, были еще «Дети Розенталя» по Сорокину, но это, скорее, исключение из правил. Почему так происходит и что такое современная опера?   

 - Дело не в консервативности оперы, а в том, что современная опера не особенно предлагает певцу материал, раскрывающий певческие возможности. Более того, часто ломает голоса. А классика – это красота, это вокальная форма и бальзам для голоса. Плюс, конечно же, замечательная драматургия, в которую хочется погружаться. Это и есть магия музыкального театра. Страсть, лирика, комические сюжеты, любовные интриги, мелодрамы и трагедии – все это безумно привлекательный мир! Если современные авторы что-то в этом ключе напишут, то я уверена, что и певцы, и театры будут в восторге и поставят такие спектакли с удовольствием! А пока нам навязывают то, что мы называем не вполне приличным словом «режопера». Режиссерский театр, который сегодня рвется удивить зрителей, выносит на сцену то, что мы и так ежедневно видим по телевизору, – насилие, смерть, алкоголизм. Какие-то тряпки и мусорные баки – универсальные декорации, в которых можно играть и «Аиду», и «Евгения Онегина». Зачем нам такой театр? Почему мы должны платить деньги за билеты на спектакли, в которых воплотились больные фантазии режиссера?

 

  - Вы – почетный профессор Московского экономического института - в книге рассказываете не только про композиторов, исполнителей, но и про эффективных менеджеров… Вам интересна экономика?

 - Экономика – вещь важная. И театры, и магазины должны иметь коммерческую поддержку и успех. Но я против того, что эффективные менеджеры «забивают» творчество – главную составляющую всего искусства. Для них важна касса любой ценой. Это как в интернете - количество просмотров забивает интересный контент. Чернуха-порнуха, сплетни, скандалы заполнили эфиры и получают огромное количество просмотров. Так же и в театрах – скандальные постановки просто беда сегодня, такие «горячие пирожки» для эффективных менеджеров, определяющих политику в театрах. Вот это ужасно!

 

 - Вы воплотили на сцене столько прекрасных женских образов – Татьяна, Кармен, Маргарита, Амелия, Дездемона, Феврония… Какой из них вам ближе, над каким было сложнее всего работать?

 - Я обожаю все свои роли. Но есть, конечно, самые-пресамые! Татьяна, Виолетта, Леонора в «Силе судьбы», Тоска, Саломея.  Образы яркие, характеры сильные, роли многогранные... Кармен пою только в концертах. Она так и осталась для меня самой притягательной, но не спетой в спектакле. Но повторяю: все, что назвала, – это моя влюбленность в эти роли. И работа над каждой из них была и счастьем, и сладостной мукой, и упоением! Каждую люблю по-своему.


 - Если раньше было привычно видеть в роли юного романтичного Ленского корпулентного немолодого тенора с заметным брюшком, то сегодня на сценах все больше молодых и стройных исполнителей. Важно ли для восприятия оперы внешнее соответствие исполнителя литературному персонажу?  

  - Сегодня обязательно смотрят на соответствие голоса и фигуры исполняемому персонажу. Живем ведь в век глянца, внешних эффектов. И в этом мы возвратились в век XIX, когда на сцене в основном царили красивые, фигуристые артисты. В XX веке Мария Каллас задавала тон для эстетики оперного театра. Конечно, были и такие, как Кабалье, но она компенсировала все своим чудесным вокалом. Вообще, отрадно видеть красивого артиста на сцене. Иначе лучше слушать записи. Или не поднимать глаза в театре, слушать музыку и голоса. А это обидно. Театр – это синтез, и в нем все должно быть прекрасно! Я слежу за своей физической формой. Занимаюсь, питаюсь правильно. Это всем необходимо. А если ты выходишь на публику – особенно!


 - Татьяна верила преданьям простонародной старины, да и артисты, как правило, люди суеверные – верят во множество примет. Артисты оперы – не исключение? Есть ли у вас свои счастливые приметы?

 - Я бываю обрадована, когда нахожу на сцене гвоздь или щепку от декорации и говорю себе: «О, это здорово, все будет отлично!» Это такая приятная творческая примета, в которую веришь, как ребенок! А ведь артисты – большие дети, и это прекрасно!


 - Книгу «Страсти по опере» вы заканчиваете словами Верди: «Какая радость – иметь возможность сказать публике: Мы еще здесь! Вперед!» Это обещание продолжения? Уже есть задумка для следующей книги? Какими еще проектами порадуете своих поклонников?

 - Мечтать и творить – это ведь так прекрасно! Думаю, это и имел в виду Верди, написав эти строки. Да! Есть задумки по книгам, по новым программам, по осуществлению проектов с молодыми артистами. И новые формы хочется осваивать – театр, свой Youtube-канал, фестивали... Дай нам Бог всем жить, мечтать, творить и радоваться!


Интервью: Наталья Сысоева 

ждите...
ждите...