Питер Джеймс: в детективе я вижу настоящую жизнь

– Питер, вы начали писать после тридцати, уже поработав на телевидении и в кинематографе. Как вы сделали выбор в пользу книг?

 

– Я всегда очень любил литературу, в школе даже победил в поэтическом конкурсе. Но выпал шанс поработать на телевидении – открылась вакансия в детской телепередаче, которую предложили мне. Я уехал в Америку, однако мой агент, живший в Англии, постоянно напоминал, что я всегда хотел писать романы. Он сказал, что если я продолжу заниматься телевидением, то никогда не смогу взяться за большую книгу. У меня уже были написаны несколько шпионских новелл, которые не могли соревноваться с книгами того времени и сегодня, к счастью, не переиздаются. Сконцентрироваться на литературе я решился, лишь когда встретил свою жену: именно она сказала мне, что пора взяться за свои романы.

 

– Настоящую популярность вам принесли мистические триллеры, но вскоре вы вернулись к детективным историям, с которых начинали. В чем для вас принципиально различие этих жанров и почему детектив в итоге победил?

 

– Мне всегда говорили, что нужно хорошо знать то, о чем пишешь. Ле Карре работал в спецслужбах, и есть множество других примеров, когда автор полностью погружался в работу своих героев. Мистических романов у меня не так много, но я все равно изучал паранормальные явления, общался с медиумами. Я написал «Дом на холодном холме», потому что сам жил в доме с привидениями. А детективы начал писать, когда вернулся в Англию и встретился с семьей полицейских, которые пригласили меня на барбекю. Они познакомили меня со специалистами по убийствам, кражам, наркотикам, дорожными патрульными. Я выезжал вместе с ними на места преступлений, исследовал их жизнь. Мне стало ясно, что хороший детектив должен одновременно уметь складывать пазлы и искать нестандартные решения. С тех пор в криминальных триллерах я вижу настоящую жизнь, психологию со всеми ее мелочами, красками и штрихами. Ради хорошей истории нужно изучать разные профессии – я сотрудничал с полицией, стоял за кассой в обувном магазине, даже работал в службе по уборке мусора.

 

– Как надо сегодня писать, чтобы зритель выбрал вашу книгу, а не просмотр сериала?

 

– Я думаю, что книги написаны для тех, кто уже умеет читать, а это умные люди. В сериалах, в кино, когда вы видите всех героев, невозможно создать по-настоящему пугающего злодея. В литературе гораздо больше маневров для воображения. Так что основная задача писателя – создать уникальный мир, который даст этот простор фантазии. Самое главное предложение в детективе – первое! Если автор смог зацепить внимание читателя, значит, он попал в точку.

 

– «Умрешь, если не сделаешь» стал четырнадцатым романом о Рое Грейсе. Давайте вернемся в 2005 год. Как появился и как менялся этот персонаж? Что у вас общего?

 

– Как я уже говорил, я довольно много общался со следователями и полицейскими. И однажды обратился к одному из них и предложил стать моим литературным персонажем. Рой Грейс – это псевдоним реального детектива Дейва Геллера, с которым мы вместе обсуждаем каждую книгу. Он корректирует мои сюжеты, предлагает свои варианты и присутствует во всех романах о Рое Грейсе. Он же был моим шафером на свадьбе и остается ближайшим другом.

 

– Каждый год вы выпускаете новый роман о Грейсе и периодически публикуете не связанные с ним книги. Словом, пишете очень много. Расскажите, как построен ваш рабочий график? Как выглядит типичный день такого популярного писателя?

 

– Больше всего я люблю писать с 6 до 9 вечера, это самое подходящее время. И так с понедельника по пятницу, по субботам я отдыхаю, а в воскресенье вычитываю написанное за неделю. Утром я бегаю, плаваю или хожу в зал. Гуляю с собакой. Да, я привык писать много. Думаю, я просто не могу иначе.

 

– После стольких писательских удач есть ли у вас еще страх провала?

 

– Конечно! Каждый раз мне становится страшно. Это происходит примерно на пятидесятой странице. Именно тогда начинает казаться, что сюжет плохо связан и так далее. Я спрашивал у своих коллег, бывает ли с ними такое. Они подтвердили, что именно на полусотне страниц появляются серьезные вопросы и опасения. Следующий страх приходит за день до публикации книги и в тот момент, когда читаешь первые отзывы читателей и критиков.

 

– Если бы вам предложили выбрать лучшую из своих книг, на какой бы вы остановились?

 

– Думаю, я бы выбрал «Убийственно просто». Она сразу стала бестселлером и подарила мне Роя Грейса. Для меня это что-то удивительное! Еще я бы выделил новый роман «Абсолютное доказательство» (ожидается в 2019 году).

 

– На протяжении многих лет вы зарабатываете огромные деньги творчеством. На что вы их тратите?

 

– В первую очередь на благотворительность. Я создал фонд, помогающий многим нуждающимся, в том числе полицейским, пострадавшим при исполнении. И еще я очень люблю старые автомобили, участвую в гонках.

 

– Продолжали бы вы писать, если бы вам за это не платили?

 

– Иногда у меня спрашивают, не собираюсь ли я на пенсию. Думаю, на пенсии я бы только и делал, что писал романы. Я по-настоящему люблю литературу и просто не могу не работать над новыми книгами.

 

– Есть ли в Великобритании писательское сообщество? Может быть, какие-то регулярные встречи писателей?

 

– В Англии существует что-то вроде профсоюза, в который входят авторы детективных романов. Они публикуют свои работы в специализированном журнале, периодически собираются. Но по-настоящему мы встречаемся на книжных ярмарках и фестивалях, чаще всего в США и Германии.

 

– Что вы сами читаете в свободное время? Посоветуйте, пожалуйста, 5 лучших современных детективных романов.

 

– Я читаю все книги, которые становятся бестселлерами. Каждую неделю издательства и авторы присылают мне около 10-15 новых книг. Кроме того, я и сам ищу новые имена. Мне всегда интересно, о чем и как пишут современные писатели. Это и криминальные триллеры, и так называемая серьезная литература. В Англии есть один критик, который считает, что если после прочтения книги тебе хочется сразу взяться за продолжение, это несерьезная, плохая литература. Но это же просто смешно! Шекспир, Диккенс, Достоевский – все они писали бы криминальные триллеры сегодня. Кого я могу выделить из современных писателей? Конечно же, Стивена Кинга, особенно его ранние романы. Также мне очень нравятся Майкл Коннелли, Пьер Леметр. Сложно выделить 5 лучших книг.

 

 

 

Автор текста: Сергей Шпаковский

 

Фото: http://2.bp.blogspot.com

ждите...